Во всем мире в мифах и легендах большое место отводится продуктам питания, например, в концепции Земли как матери, дающей живительную силу всему, и в качестве объяснения сельскохозяйственных инноваций.
Мифология и земледелие
В культуре стран и народов мы видим, что рост растений, их созревание и смерть напоминают цикл жизни человека – возрождение Вселенной. Противопоставление жизни и смерти, плодородия и бесплодия, порядка и хаоса переплетаются с идеями спасения и возрождения, в которых женщина является символом и воплощением начала и плодородия. Например, ацтеки считали, что земля была женщиной, и называли ее богиней плодородия Тласольтеотль, Матерью-Землей. Также и в других народностях: кельтские богини Айне и Ану (Дану, Дана), греческая Деметра, индусская богиня Деви, божество австралийских аборигенов Кунапипи, которую называли Мать.
В Египетских мифах о вечных силах природы центром является мужское божество Осирис. Его смерть от руки его брата Сета и воскресение с помощью жены Исиды и сестры Нефтиды очень напоминают цикл вегетации растений и злаков: после сбора урожая они сохраняются, но как бы мертвые, однако с приходом весны после посева происходит их регенерация. Богиня-змея Рененет помогает охранять урожай во время уборки и хранения.
В древней мифологии все, что имеет человек – это щедрый дар богов, даже знания, необходимые для улучшения технологий выращивания продуктов питания. Примеры появляются в различных культурах: шумерский бог Энлиль делает мотыгу и дает ее человеку, чтобы он мог обрабатывать землю; китайцы учат, как возделывал землю Божественный Фермер — китайский император Шен-нунг, который был первым, кто пахал землю и сеял зерно, упавшее с неба или принесенное птицей феникс. Индусы, которые искренне поклоняются богине Деви, вознаграждаются рисом из божественной обители — горы Аннапурны; индийские пчелы делают мед благодаря божественному вмешательству братьев-близнецов Ашвинов; греческая богиня Афина создает оливковое дерево из глубин бесплодной земли Аттики. Короткая поэма в честь Нинкаси, богини, ответственной за крепкие напитки и пиво в Месопотамии, повествует, что именно благодаря Нинкаси тесто поднималось после добавления закваски, и что именно она вдохновляет пекарей добавлять кунжутное семя и травы в хлеб.
В эпосе о Гильгамеше богиня Иштар спрашивает отца, бога Ану, использовать ли небесного быка для наказания Гильгамеша. Когда Ану отвечает, что бык не оставит ни одного зерна пшеницы на земле для людей, богиня уверяет его, что запасов зерна, хранящихся в закромах Урука, достаточно, чтобы в течение семи лет подряд во время неурожая могли выжить и люди, и скот.
Любимая еда богов
Союз людей и богов наделяет пищу священными качествами. Мистическим образом человек неотделим от растений и животных. Когда люди потребляют в пищу посвященную еду, они убеждены, что в каком-то смысле потребляют часть божественного естества. Принесение в жертву продуктов питания является обычной практикой в мифологии. Так, чтобы предотвратить гнев богов, жрецы были обязаны доставать пищу для святилищ.
Каждое божество отдавало предпочтение определенной еде. Например, салат являлся любимым овощем египетского бога Сета. В индуистской мифологии бог Дхарма-Тхакур принимал только еду белого цвета (рис, молоко, мясо птицы), в то время как демоническая и полубожественная Дакини становилась сильней благодаря сырому мясу. В детстве Кришна, приходя в крестьянские дома, уносил масло из них, поскольку очень любил его. Индусы приносят в жертву своим мистическим предкам, проживающим в потустороннем мире, отварной рис, смешанный с кунжутным семенем, молоко, топленое масло и мед.
Прежде чем принять какое-либо решение или совершить какое-либо действие, греки заручались поддержкой богов, совершая жертвоприношения. Если человек не мог позволить себе купить жертвенное животное, он пек торт в виде быка, коровы или овцы. Такие приношения могли быть приняты богами, если города находились в осаде или если мясо было в дефиците.
Пиво – продукт, наиболее часто упоминаемый в мифологии Месопотамии, Египта и Скандинавии. Мифология Месопотамии в частности изобилует эпизодами с этим алкогольным напитком. Богиня Инанна напоила бога Энки пивом допьяна, чтобы украсть у него небесные тайны. В свою очередь, в греческой мифологии вино играет самую важную роль. На праздник, отмечаемый в декабре, когда молодое вино помещалось в хранилища, греки убивали козу и поливали виноградные корни ее кровью. Спиртные напитки, как считалось, даже могли сделать нахождение в загробном мире более приятным. Например, в валлийской преисподней есть родник, из которого течет вино.
После изнурительной поездки в поисках травы жизни Гильгамеш впадает в глубокий сон, который длится семь дней. Хозяин этого места, Утнапиштим, говорит жене: «Начните печь хлеб, и каждый день кладите одну буханку рядом с его головой. Делайте знак на стене, чтобы вы знали, сколько раз вы пекли». Ритуальная пища в похвалу божества аборигенов Джангавула состояла исключительно из свежего хлеба, изготовленного из саго. Употребляя его, участники праздника связывали себя священными узами дружбы.
В греческой мифологии амброзия является пищей, которая дает олимпийским богам вечную молодость и красоту. В отличие от нектара, который является напитком, амброзия, похоже, блюдо. Считалось, что даже обычный человек станет бессмертным, употребляя его. Индийские варианты амброзии амрита — нектар, найденный на дне океана, и сома — небесный эликсир, который дает бессмертие на земле. Австралийские аборигены рассказывали о эликсирах бессмертия, правда, этот эликсир не имеет названия.
Чай и кофе в мифологии
В китайской и японской культурах чай является частым предметом легенд. Это растение было создано из век буддийского монаха, или мудреца, который, желая наказать себя за сон во время медитации, срезал их и отбрасывал с презрением. Из каждого века получался один чайный куст. Согласно японской версии этой легенды, веки принадлежат Бодхидхарме, который состригает их для профилактики, так как не хочет быть способным когда-нибудь закрыть глаза.
Открытие кофе иногда приписывают козам. Коптские монахи, которые вынуждены соблюдать строгий религиозный порядок и молиться всю ночь, заметили, что козы, которые ели листья и плоды диких кустарников кофе, стали очень возбужденными и не могли спать по ночам. Потому монахи последовали примеру коз, и хотя им не очень нравился вкус листьев и бобов, они остались довольны необычным эффектом от их употребления. Другая, более поэтичная, легенда имеет арабские корни: первая чашка этого напитка была подана Мухаммаду ангелом Гавриилом. Напиток произвел удивительный эффект. Мухаммад сразу вскочил на своего жеребца, победил сорок рыцарей на турнире, а также позволил сорока арабским дамам вкусить сладость любви.
Как видно, у многих продуктов питания богатая, интересная и очень древняя история, с которой стоит познакомиться, чтобы лучше понимать культуру и традиции разных стран и народов.